«Гарри Поттер»: аргументы «за» и «против».

А) Мафия есть в любой волшебной сказке. Что ж, теперь и их запретить?

«Гарри Поттер» нельзя сопоставлять ни с народной, ни с авторской волшебной сказкой. Главный мерой волшебной сказки всегда человек. Он может получить Волшебный атрибут или волшебное свойство, но лишь на время. Причем основное здесь — не волшебные атрибуты, а личные качества героя, за которые ан, собственно, и бывает вознагражден волшебными дарами. В сказках и мифах совсем другая мера условности, и подается все происходящее как дела давно минувших дней. Да и сказочные герои — отнюдь не дети, отождествить себя с ними гораздо труднее, чем с учениками школы магов «Хогвартс», где все до боли привычно: классы, парты, любимые и нелюбимые учителя, домашние задания, экзамены, каникулы. Поскольку сказка играет огромную воспитательную роль, очень важно с кем отождествляет себя ребенок, на кого он равняется, кому хочет подражать. Конечно, все дети хотя бы иногда мечтают о волшебной палочке, но в сказках они больше всего сопереживают не волшебникам, а главному герою.    Поэтому

принципиально важно, кем он будет: человеком или чародеем. Сказка создает модель мира, а миром не должны править маги.

В «Гарри Поттере» грубо нарушены основные принципы существования волшебных персонажей в классической сказке. Главный герой — волшебник (не просто волшебник, а всесильнейший маг), почти все остальные персонажи — тоже. Люди фигурируют где-то на обочине либо как негодяи (Дурсли), либо как полудурки. И уж, конечно, как существа низшие по отношению к магам. Таким образом, ребенок исходно отчуждается от людей, изображенных в книге. «Потер» не только знакомит детей с огромным множеством оккультно-сатанинских атрибутов и ритуалов. Автор вводит читателей в область оккультных понятый, оккультной философии, оккультной системы ценностей. Ее книги проникнуты специфическим оккультным расизмом, оккультными представлениями о добро зле. Герои Ролинг часто воруют, врут, проявляют жестокость к людям и животным, глумятся, презирают физический труд, систематически нарушают школьные установления, руководствуясь принципом «цель оправдывает средства». Но если в привычных детских сказках дурной поступок героя — это повод лишний раз укрепить в детях представления о добре и зле, показать, что безнравственность никогда не остается безнаказанной, то Гарри и его друзья внемаральны. Белой кости, шестой расе человеческие законы не писаны, они —сверх, они —над этими законами.

В литературном же отношении это беспрецедентная халтура, беззастенчивая игра в поддавки. Но, может, в задачу автора и не входило написание  литературно-художественного произведения?

 

Об этом позже.

Б) Вообще ничего плохого в книге о Поттере нет, они хорошие и добрые.

Сегодняшняя подростковая Масс-культура склонна провоцировать садизм. Но «милая, добрая детская книжка.» даже на таком общем фоне — «это что-то» , как говаривала героиня одной телерекламы. Смерть в

«милой, доброй .сказке» старательно девальвируется. Степень натурализма (описание всех мерзостей

торговых рядов, в которых обитают злые колдуны, зловещие заклинания с сексуальным привкусом, описание развлечений друзей Поттера) ни в коем случае не могут быть полезны для чтения ни в 11-13 лет (возраст на который рассчитана книга и обозначенного как «безопасный»), ни в любом другом возрасте.

В) Дети прекрасно понимают, что колдовство книге понарошку и, конечно, не будут применять его в жизни, Тем более, что магические рецепты Ролинг включают в себя волшебные ингредиенты (типа рога единорога), которых в природе не бывает.

20 новосибирских школьников были доставлены в больницу в тяжелейшем состоянии из-за отравления медным купоросам. Отравили их восьмиклассники, вдохновленные «хорошей, доброй сказкой». На перемене они подошли к четвероклассникам и дали им емкость, сказав, что в ней волшебный напиток,

сделанный Но рецепту Гарри Потгера. Конечно, ученики 8 класса не путатют происходящее в книге с

реальностью жизни. И давая младшим медный купорос, украденный в химическом кабинете, не могли не знать, что это «волшебное зелье понарошку» на самом деле особо опасный яд. Этакая веселая жестокость, когда унизить, причинить боль и даже умертвить —это «прикольно».

Но больше поражает то, что ни один из двадцати отравленных (которым 10  лет, а не 5) не усомнился, все доверчиво выпили «волшебный напиток». Значит жертв «зелья» книга не только увлекла, но и произвела на них гипнотическое впечатление.

Смешны ссылки на то, что для приготовления колдовских напитков нужны, дескать, рога единорога, волшебная палочка, перья Феникса… А раз их в природе не существует, то и нечего беспокоиться. Но эта все равно, что утверждать, что современная хозяйка никогда не приготовит борщ по дореволюционной поваренной книге, ведь там в рецепт входят спаржа и каперсы. Почему же детей должно смутить отсутствие пера птицы Феникс? Других-то ингредиентов хоть отбавляй.

 

 

Г) В английской традиции более свободное обращение с темными силами, так что нет основания предполагать, будто «Гарри Потер» был написан с цепью воспевания демонических чар. Просто у англичан так принято.

Кстати, сама писательница не отрицает оккультного характера своих книг, рассказывая, что проводила специальные исследования магических обрядов и язычества. И делала она это для того, чтобы колдовство в «Поттере» выглядело более реалистичным. Не сказочным, а реалистичным!

Картины, нарисованные Ролинг, чудовищны по своей жестокости, кощунственны по содержанию. При этом писательнице удается отключить у читателей сострадание, внушить страх. У детей под влиянием «Гарри Поттера» возникают фобии, нарушение сна, неконтролируемое поведение и прочие патологии.

 Д) Запрещать чтение  «Поттера» бессмысленна. Не те времена. Лучше читать книги вместе с детьми и, оттолкнувшись от текста, вести пропаганду всего доброго и хорошего.

Элементарное воспитание вдруг называется давлением. Но давайте поупржняемся в формальной логике. Представим себе, что вдруг появилась новая детская книжка, написанная автором из некоего африканского племени. В ней будут людоеды, Добрые и злые. Причем добрые будут есть только очень больших негодяев, а злые — всех без разбору. В книге будет много занимательных приключений и пикантных рецептов. Но, конечно, без пропаганды каннибализма, просто автор будет придерживаться инокультурных для нас, зато естественных для его племени традиций. Из-за широкой рекламы и бешенной  популярности оградить детей от этой книги будет невозможно. И как же педагог может грамотно, толково и деликатно использовать эту книгу для проповеди Евангелия? Разобрав с Детьми сцену финального поедания Добрыми людоедами своего главного врага, он скажет, что Христос заповедал нам любить не только друзей, Но и врагов. Потом приведет несколько примеров ритуального каннибализма в Древнем мире, чтобы показать, от каких ужасов избавило мир христианство. Ну, а в конце поведает о Таинстве Причастия, противопоставив человеческие жертвоприношения бескровной Евхаристической жертве?

Е) Если они «православные» будут плеваться и сжигать «Гарри Потера», армия сатанистов, пожалуй, пополнится множеством новобранцев. Причем вина ляжет не на автора книги, а на ее хулителей. Раз они поносят книги, в которых ничего плохого о христианстве не говорится, значит, они сами плохие. Поэтому не пойду и к ним, а пойду лучше к сатанистам.

В порножурналах тоже ничего плохого о христианстве не говорится. Там вообще другая направленность. Получается, что незачем шум поднимать? А будете выступать — доиграетесь. Вырастет целая армия сексуальных маньяков. И виноваты будут не порноиздатели, а простая человеческая логика: раз мне что-то там нравится, а христиане против, то что-то у этих христиан не так…

Как же получилось, что «Гарри Поттер» в одночасье заполонил мир? Как это возможно, чтобы книги никому не известной и «не раскрученной» в качестве автора домохозяйки всего за пару лет оказались переведены на десятки языков и изданы общим тиражом в 116 миллионов (!) экземпляров? Подобный всемирный проект может реализовать только очень влиятельная и богатая международная организация или крупная транснациональная корпорация. Цель — создать для подрастающего поколения единое культурное поле, зараженное магией, чтобы у всего мира в ответ на определенные образы и сигналы возникали однотипные реакции. На карту поставлена возможность покорить сознание огромного количества детей на Планете. ведь тот, кто завладевает чужим сознанием, обретает и политическое господство. Что же касается жанра «Гарри Поттера», то подсказку дала сама Ролинг — Учебник по оккультизму. Тогда все становится на свои места. Учебное пособие не должно отличаться высоким литературным мастерством. Главная цель — максимальная усвояемость материала. Чем увлекательнее материал, тем лучше он усваивается. А если с помощью убойной рекламы внушить, что только читатель «Гарри Поттера» имеет право на звание человека, — тогда можно не сомневаться: материал будет усвоен на пять с плюсом и переход и в следующий класс гарантирован.

НО ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕТЯМ ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НРАВИТСЯ?

Детям (как, впрочем, и взрослым) очень часто нравится дурное. А у ребенка, который находится в стадии активного познания мира, к тому же не разработана оценочная шкала. Не надо кривить душой: дел тут в системе ценностей взрослого. Почему родители не рассуждают о бессмысленности запрета, когда маленький ребенок рвется встать на подоконник открытого окна или тянется к коробке с лекарствами. И не стоит себя оправдывать тем, что одно дело трехлетки, а другое одиннадцатилетние, почти подростки. Не желая «связываться» и трепать себе нервы, мы обрекаем себя в дальнейшем на гораздо более затяжные и трудные бои. Так уж устроена жизнь — пытаясь избежать скорбей, человек терпит еще больше скорби.

Составлено по материалам книги Медведевой И., Шишовой Т. «Гарри Поттер»: СТОН. — М., 2003

Количество просмотров: (36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *