Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.
Дорогие братья и сестры, возможно, Вы замечали во время Литургии или на Панихиде в Соборе, как люди достают свои помянники и читают имена, иногда по памяти или по истлевшим от времени листам бумаги. С самых первых времен своего существования Святая Церковь ввела в употребление так называемые диптихи или синодики, в которых вносились имена всех известных для данной церкви, для данной церковной общины лиц: прежде всего – всех усопших православных епископов этой церкви, затем живых, по преимуществу благотворителей храма и усопших, особенно тех, которых своею верою и добрыми делами приобрели уважение в Церкви. По примеру общецерковных диптихов и верующие, каждый в отдельности, стали заводить такие же диптихи, наши помянники или поминания, куда заносим имена своих сродников, друзей и знаемых.
Почти у каждого христианина имеется маленькая книжка, называемая помянник – образ древнего диптиха, где написаны имена живых и усопших. Эту книжку он подает в храме на проскомидию и ектеньи, на молебны и панихиды, ее он должен читать ежедневно в своих домашних молитвах.
Что означает список имен?
Каждое имя знаменует собой человека: в списке живых – человеческую личность, в списке умерших – душу, ушедшую в другой мир – в неведомое нам бытие.
Помянник это то духовное поле, на котором мы невидимо встречаемся с душами живых и усопших, не только с ними, но и с их ангелами-хранителями.
Помянник – это связь между живыми и мертвыми, между всеми, кто носит имя христианина, связь через благодать, где нет препятствий и расстояний, нет далеких и близких, нет разделения и различия между живущими на земле и теми, кто находится под землей, чьи тела пребывают в могилах, как на своих ложах до воскресения из мертвых. Мы все находимся в духовном граде, имя которого Церковь.
Помянник это место встречи; путь туда лежит через человеческое сердце. Только голос сердца слышен на небе, а слова одних уст бесследно растекаются по воздуху и исчезают, как рябь на поверхности воды. Нерадивая молитва не единит человеческих душ; она похожа на цепь с разорванными звеньями.
Под каждым именем скрыт человек, с его нуждами, страданиями и болью. Каждое имя это уста, которые просят нас о помощи, особенно имена умерших – это беззвучные крики из могил. Мы должны обращаться с именами, словно с теми людьми, которые скрыты под ними, как под завесой.
Есть обыденное выражение «читать помянник». Как часто мы делаем это буквально – читаем, а не молимся, перечисляем имена, будто отсчитываем камушки, а нередко читаем с отключенным сонным сознанием, расслабленной волей, рассеянными мыслями, как будто слепыми глазами.
Молитва имеет один корень со словами «молить, умолять, миловать, милость, умиление». Молиться это просить Бога о помиловании, как осужденный просит судью о пощаде. Умолять это значит, чувствовать чужую боль, как свою собственную, это протягивать руку упавшему, это как бы брать на себя тяжесть изнемогающего под ношей. Молиться – значит обращаться к морю божественного милосердия, поэтому молитва должна быть одушевлена надеждой; даже белый цвет страниц помянника, на которых написаны имена, служит как бы фоном молитвы, а вернее знаком надежды, с которой мы должны произносить их.
Две части помянника похожи на день и ночь. Живые находятся на земле, как бы при свете дня; мы можем их видеть, слышать и осязать. Усопшие ушли в тот мир, который для нас остается тайной: они живы, но мы не видим их, как в ночной темноте.
Помянник это символ того, что наши близкие всегда с нами.
Помянник это память о смерти, с которой каждый из нас подписал договор в день своего рождения: те, кто находятся в списке живых, в свое время перейдут в список умерших, но нет ни одного имени, которое было бы перенесено обратно. Еще ни один человек на свете не обратился назад на этом пути, как не может волна реки пойти против потока. В тоже время, помянник – свидетельство о том, что смерти нет, что смерть это только разлука, но и ее преодолевает молитва.
На земле все страдают – и праведные и грешные; все нуждаются в помощи и сострадании, поэтому имена, написанные чернилами, в духовном плане написаны слезами и кровью.
Помянник – барометр нашей любви: насколько внимательно мы читаем его, насколько имена глубоко проходят через наше сердце и согреваются теплом, – настолько мы исполняем заповедь Божию о любви, которая выше закона. Вера, надежда и любовь – триедины. Но вера это первая ступень духовного восхождения; она рождает внимание и укрепляет терпение в молитве. Внимательная молитва дает человеку некое таинственное извещение о том, что он услышан Богом. Надежда изгоняет сомнение и низводит в душу благодать, которая открывается как любовь; тогда человек молится о своих врагах, как о друзьях, и не хочет, чтобы кто-либо был наказан за него. Он молится о благополучии своих обидчиков и прощает их, хотя бы они не просили прощения. Имена врагов в помяннике это ключ к духовной сокровищнице, это тот огонь, который сжигает зависть как солому, изгоняет злобу и мстительность, как змей из сердца, и делает врагов друзьями. Молиться сосредоточенно и внимательно трудно, как проливать кровь; поэтому
помянник похож на поле невидимого боя;
но после усердной молитвы за людей человек чувствует покой совести и радость как торжество победы.
Помянник – это возможность выплатить долг усопшим, который остался за нами.
Помянник – это запечатанное письмо, посылаемое Богу.
Помянник – проверка веры, обличение надежды, испытание любви, это раскрытие того, что скрыто в нашем сердце: сострадание или безразличие, тепло весны или холод зимы.
Помянник – это приготовление к собственной смерти, когда душу встретят те, кого она любила, за кого молилась, кто опередил ее на пути в вечность.
Помянник – это трапеза в твоем доме для нищих и странников, и пир любви для друзей. Невнимательная молитва похожа на расстеленную скатерть без яств: ты позвал гостей и отпустил их голодными. Нерадивая молитва это зеркало твоего лицемерия.
Помянник – это плат, которым ты можешь оттереть слезы скорбящих или обиженных тобой.
Помянник – это вервь, брошенная тем, кто находится в аду, как бросают веревку утопающем в омуте.
Помянник, отданный в алтарь на литургию, становится подобным скинии Авраама, где все нуждающиеся обретают покой. Когда ты внимательно читаешь помянник, то он становится подобным небу, сверкающему звездами, а когда нерадиво – то небу, покрытому облаками.
Грешник – враг собственной души, которая не только в будущем веке, но и здесь на земле страдает, хотя бы он сам не осознавал этого, как не понимает рожденный в темнице, что он лишен солнечного света. Но в душе даже грешника есть некая память о небе и, поэтому, имена людей, потерявших Бога, это очи их духа, наполненные слезами, которые обращены к тебе с мольбой.
Помянник – возможность всегда и везде делать людям добро. Когда человек от души молится за других, то их ангелы-хранители молятся за него; поэтому помянник один из источников духовного света для тебя самого, и твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами ангелов, возвращается к тебе.
Помянник – копилка духовной милостыни, и ее твой ангел-хранитель положит на весы правосудия Божия в день Суда; и тогда ты увидишь, что каждая твоя молитва, похожая на лепты вдовицы, превратилась в слитки золота.
Помянник это предвестник твоей будущей встречи с теми, о ком ты молился; они будут благодарны тебе больше, чем голодные тому, кто кормил их.
Самое высшее счастье человека — умение любить. Любовь это сама жизнь, а помянник – возможность ежедневно учиться науке любить людей.
В помяннике скрещиваются пути: от сердца к сердцу – тех, кто на земле; молитва о тех, кто спасен, – это путь, уходящий в небо; молитва о тех, кто осужден, – луч, нисходящий в бездну ада. Эти три пути, пересекаясь друг с другом, образуют крест.
Господь сказал: «Какой мерой мерите, такой будет отмерено вам», и еще: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Твой помянник, если ты часто раскрываешь его как птица крылья, это надежда на то, что твое имя будет написано в вечном Помяннике на небесах в памяти Божией.
© Архимандрит Рафаил (Карелин)
ККАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ПОМЯННИК
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от здравия которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного.
Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Святейшего Патриарха Кирилла
Митрополита Никодима
Епископа Викентия
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: Поминайте наставников ваших (Евр. 13,7).
Протоиерея Евгения
Протоиерея Димитрия
Затем пишутся:
имя священника который Вас крестил (если знаете)
дьяконов
чтецов
монахов/монахинь
себя
родителей/крёстных
жены/мужа
детей/крестников
родственников
друзей
Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1 Тим. 5,8).
имена ваших благодетелей.
Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13,7-8).
Наконец, если у вас есть:
недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг,
впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).
Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов.
Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии подаваемую в церковной лавке — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
В разделе о усопших:
Имена усопших сродников, знакомых, наставников, благожелателей, всех, кто нам дорог.
тех, за кого нас просят помолиться.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Стоит кратко указать о правилах подачи записки (письменной или устной) в Храме.
Они бывают двух видов: О здравии и За упокой (об упокоении).
Имена пишутся:
1) в полной форме (Сергия , а не Серёжи ),
2) в родительном падеже ( Анны , Владимира , Иоанна ).
3) Перед именем ребëнка младше 7 лет пишется млад. (младенца).
4) Перед именем ребëнка от 7 до 16 лет пишется отр. (отрока или отроковицы)
На записках О здравии можно перед именем добавить бол. ( болящего или болящую ), воина , иерея, протоиерея, монаха , монахини , путешествующего , заключённого .
В заупокойных записках отметьте
убиенного (уб.),
новопр. (новопреставленного, если ещё не исполнилось 40 дней со дня кончины),
присн. (приснопамятного – усопшего, имеющего в этот день памятную дату).
СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ!
Количество просмотров: (332)
Интересная статья, однако не понятно, что именно написано архим. Рафаилом Карелиным. Пожалуйста, исправьте, нужна более четкая структура.
Спаси Господь, за указание, Ксения. Исправили размер шрифта.
Спаси Господь за статью! Можно ли называть в домашней молитве супругов вместе? Или помолиться сначала за мужчин, потом за женщин? Я понимаю, что это не так важно, но поминать супругов вместе получается лучше.
Первый поминается ваш муж , затем вы, дети и т.д.